«Сезонность лесной школы – это не препятствие, а преимущество»: как выпускница курса для лесных ведущих создала свой проект и вдохновляет русскоязычных детей в Испании
Выпускница второго потока курса лесных ведущих Анна живет в Мадриде. Она филолог по образованию, опытный педагог, но никогда не работала с темой биологии. Благодаря обучению Анна запустила новое направление работы и помогает семьям поддерживать связь с русским языком через подход лесных школ.
Рассказала свой взгляд на новую профессию Анна Петрусь. Спрашивала, записывала и вдохновлялась методолог Лесной школы Елена Шпаковская.
Русская «Береза» в испанской природе
Несколько лет назад мне на почту впервые пришли материалы для семей «Сойкин след» от Лесной школы. Меня очень порадовали и контент, и иллюстрации. Я сразу подумала: как было бы здорово создать здесь, в Испании, такой проект – для своих детей, детей друзей и русскоязычной аудитории, с которой я работаю в русской школе всестороннего развития.
Когда у проекта Лесной школы появилось обучение, я сразу записалась на курсы лесных ведущих. Как педагог я понимала: выйти за пределы кабинета и проводить занятия именно на свежем воздухе – это возможность одновременно подключить все пять органов чувств моих маленьких учеников.
Материалы для обучения на курсе были универсальны, с русскоязычной публикой и билингвами мне не пришлось перестраиваться в тематике прогулок. Единственное, что оказалось важно учесть – это среда, место. В Мадриде мы меньше выезжаем в леса, а больше проводим прогулки в парках, максимально приближенных к лесным условиям.
Семейная аудитория Мадрида уже знала меня по литературным курсам, но все очень ждали уроков на открытом воздухе. Так я создала отдельное направление – лесную школу «Betula» (с испанского «береза»). Если сначала мои прогулки казались участникам детским событием, то теперь сами родители благодарят меня за этот процесс, вовлекаются, отдыхают и получают заряд энергии и новые знания. Так сложился важный результат – это проект про преемственность и семью, где все вовлечены и учатся друг у друга.
Уникальность лесного гида – в свободе
Работа лесного ведущего уникальна своей свободой. Здесь нет кабинета или стола, за которым закреплен учитель. Все, что тебя окружает, и есть материал для исследования. Шаг за шагом твой ученик начинает подмечать то, что есть у него над головой и под ногами. Мы можем идти по намеченному маршруту, а можем остановиться, вдохнуть запахи леса, послушать звуки и увидеть, как все живет вокруг нас. В этом и есть суперспособность лесного гида – изменчивую природу, прогулку в лесу превратить в образовательный опыт. Природные ресурсы всегда работают на тебя как на ведущего.
Так получилось, что в этом уникальном кабинете под открытым небом дети не просто следуют за мной, а сами становятся моими соведущими. Мне важно вовлечь ребят, превратить обыденное в волшебное, дать информацию так, чтобы хотелось скорее найти ответы на вопросы.
Каждый месяц жду новые материалы для наших семей
По образованию я филолог и не была уверена, смогу ли с такой полнотой рассказывать об окружающем мире. Именно опыт сокурсниц, будущих и действующих ведущих, очень вдохновил меня. Он дал понять, что биология – это только часть успешного события, которое мы готовим.
Я много и непрерывно учусь, но подход Лесной школы к обучению сразу удивил. Я привыкла к программам с обширной теорией, вопросам и конкретным ответам. Здесь же меня ждала практика, которая дала импульс на собственный креатив и личный стиль ведения прогулки. Тебе предоставляют именно инструменты – ингредиенты для достойного результата, а вот этот идеальный «компот» я должна сварить сама.
Сертификат лесного ведущего – это моя гордость за пройденный путь, работу в течение месяца и результат. Но особенная радость – это поддержка сообщества после обучения. Мне нравится, что мы разбросаны по миру, и у каждого есть своя культура и точка зрения. Мы делимся успехами, иногда провалами и всегда знаем, что в сообществе нас поддержат. Спустя несколько месяцев после окончания учебы наша группа дает вдохновение, идеи, знания и понимание: у меня все получится.
Обретя статус лесной ведущей, я сразу решила стать участницей «Под крылом Лесной школы». Каждый месяц мне приходят ежемесячные разработки и готовые решения для прогулок. Я всегда жду новые материалы, чтобы рассказать нашим семьям, что состоится в будущем месяце, какие прогулки и праздники нас ждут. Это настоящая поддержка, особенно для начинающих ведущих. «Под крылом» не дает мне расслабляться и стимулирует придумывать новые форматы.
Замедляться и замечать то, что раньше не цепляло взгляд
Опыт Лесной школы поменял мое восприятие. Я стала смотреть на окружающий мир другими – открытыми – глазами. Я останавливаюсь, замедляюсь и замечаю то, что раньше не цепляло взгляд. Эти новые познания и новый интерес жизни дали большой импульс отдавать, знакомить моих детей и учеников с таким взглядом на мир. Сейчас я сама очень жду свои прогулки.
Я хочу расширить формат и выйти в настоящий лес на маршруты, и скорая зима, увядание природы меня не пугают. На самом деле сезонность – это преимущество. Именно она показывает нам, как один и тот же объект может меняться в зависимости от внешних факторов. Если это дерево, мы видим его и летом, и зимой. Его расцвет и его увядание. Мы – часть этого процесса, часть природы. Это помогает посмотреть на мир системно, а не отдельными элементами. Когда такая преемственность видится человеку в реальной природе, а не только в книге, – это бесценно.
Мои будущие лесные коллеги спрашивают, стоит ли начинать проводить прогулки сейчас или ждать теплого сезона. Если вы уже здесь, уже изучаете эту информацию, то не сомневайтесь и идите учиться и проводить прогулки осенью или зимой. Вы научитесь уникальным вещам и найдете, возможно, лучшую компанию в своей профессиональной биографии.